Словарь терминов Айкидо

Атакующие действия в Айкидо

Захваты:

  • Айханми кататэ дори – захват одной рукой одноимённой руки при одноимённой стойке
  • Гякуханми кататэ дори — захват одной рукой разноимённой руки при разноимённой стойке
  • Кататэ риотэ дори – захват обеими руками за одну
  • Ката дори – захват плеча
  • Ката дори мэн ути – захват спереди за плечо и атака сёмэн ути
  • Моротэ дори — захват обеими руками за одну.
  • Мунэ дори мэн ути – захват спереди за грудь и сёмэн ути
  • Мунэ дори – захват за грудь
  • Риоката дори – захват спереди за оба плеча
  • Риохидзи дори – захват спереди за оба локтя
  • Риотэ дори — захват за обе руки
  • Хидзи дори — захват за локоть
  • Хидзи дори дзёдан цки — захват спереди за локоть и удар цуки в верхний уровень
  • Усиро эри дори — захват одной рукой сзади за воротник
  • Усиро эри дори мэн ути — захват сзади за воротник и сёмен учи
  • Усиро кататэ дори куби симэ — обхват локтевым сгибом горла сзади с одноименным захватом запястья
  • Усиро рио ката дори — захват сзади за оба плеча
  • Усиро риотэ дори — захват сзади за оба запястья
  • Усиро риохидзи дори — захват сзади за оба локтя
  • Усиро хага дзимэ — обхват сзади на уровне груди с замком рук

Удары:

  • Гяку ёкомэн ути — обратный боковой удар в голову ребром ладони
  • Дзёдан цки – удар кулаком на верхнем уровне
  • Као цки — удар кулаком в лицо
  • Тюдан цки — удар кулаком на среднем уровне
  • Ёкомэн ути – боковой удар в голову ребром ладони
  • Сёмэн ути — удар ребром ладони в голову сверху
  • Маэ гери — прямой удар ногой
  • Маваси гери — удар ногой с боку по дуге
  • Ёко гери — боковой удар ногой
  • Усиро гери — удар ногой назад
  • Усиро маваси гери — удар ногой с разворотом (вертушка)

Оружие:

Классификация атак:

  • Сувари ваза — исполнение технических действий на коленях
  • Тати ваза — исполнение технических действий стоя
  • Усиро ваза — атаки сзади
  • Ханми хандати ваза — нагэ сидит, укэ атакует стоя

 

Некоторые приёмы в Айкидо

  • Иккё – 1-й контроль, удержание на полу воздействием на локоть (удэ осаэ)
  • Никё – 2-й контроль, болевое воздействие вращением кисти (котэ маваси)
  • Санкё – 3-й контроль, болевое воздействие выкручиванием кисти (котэ хинэри)
  • Ёнкё – 4-й контроль, удержание на полу воздействием на запястье (тэкуби осаэ)
  • Гокё – 5-й контроль, болевое воздействие растягиванием руки (удэ нобаси)
  • Хидзи кимэ осаэ – удержание воздействием на локоть
  • Удэ гарами — удержание выкручиванием руки в локтевом суставе
  • Котэ гаэси – бросок выкручиванием кисти наружу
  • Сихо нагэ – бросок на четыре стороны
  • Коси нагэ – бросок с использованием бёдер
  • Ирими нагэ – бросок встречным входом
  • Кайтэн нагэ – бросок переворотом через спину
  • Кири отоси – бросок опрокидыванием на спину
  • Кокью нагэ – бросок с использованием “силы дыхания”
  • Тэнти нагэ – бросок “небо-земля”
  • Удэ кимэ нагэ – бросок с воздействием на локтевой сгиб
  • Дзюдзи кимэ нагэ — бросок с использованием скрещенных рук атакующего
  • Айки отоси — бросок с подхватом ног
  • Айки нагэ — бросок с встречным входом в ноги атакующего

 

Классификация защитных техник:

  • Осаэ ваза — техника удержания
  • Нагэ ваза — техника бросков
  • Атэми ваза – техника ударов
  • Симэ ваза — техника удушений

 

Слова и термины Айкидо

Авасэ — слитное взаимодействие с атакой партнёра
Агацу — победа над собой
Ай — 1)Гармония, объединение. Активный принцип Айки-дзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви — это дух гармонии.
Ай нюкэ — взаимный уход
Ай ути — взаимное убийство
Ай ханми — Положение партнеров, при котором у обоих впереди одноименные ноги
Айки Дзиндзя — храм Айки. Дух Основателя обитает в этом здании, расположенном в Ивама, префектура Ибараки.
Айки Оками — Великий Дух Айки. Высший символ тех идеалов, которые наиболее почитались Основателем.
Айки-Кэн — фехтовальная техника Айки. Фехтование согласно принципам Айки.
Айки — сочетание Ки. Все элементы Вселенной возникают из сочетания положительной и отрицательной Ки; занимающиеся Айки-Дзюцу и Айкидо добиваются гармонии своей Ки как с Ки партнеров, так и с Ки окружающего мира.
Айкидо — путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихей Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.
Айкидока — занимающийся айкидо
Атэми — удар в уязвимые части тела. Применяемый для нейтрализации вашего партнера для потери им равновесия и эффективного проведения вами приема.
Аси сабаки — работа ног
Аси — иногда обозначает ногу, иногда ступню
Аюми-аси — шаг со сменной стойки (задняя нога выдвигается и становится передней)

Бо — деревянная палка около 2 метров длиной
Бо-дзюцу – боевое искусство владения палкой
Боккен — деревянный меч
Бокуто – общее название деревянного меча, а иногда и всего тренировочного оружия.
Бу — воинственный пыл, боевой дух.
Будо — военный путь, боевые принципы.
Будока — тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, дорогой воина.
Бусидо — путь воина

Ваза — техники, формы приемов
Ваки камаэ — меч, смотрящий вниз и назад
Вакидзаси — короткий меч, меч помощник

Гедан — нижняя позиция, уровень. Меч или руки на уровне бедер.
Гери — удар ногой
Ги (до ги) (кейко ги) — одежда для тренировки
Гокё — пятый прием удержания противника
Гэдан камаэ – стойка с опущенными вниз руками
Гэдан цуки– прямой удар кулаком в низ живота
Гяку ханми — встречная (зеркальная) позиция партнеров

Дайто рю — традиционная система Айкидзюцу
Дан — ранг черного пояса
Дзансин — искусство фокусировки внимания. Дзансин — «всем сердцем». Даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.
Дзансин камаэ – позиция, в которой находится нагэ после завершения приема, сохраняя полное представление об окружающей обстановке.
Дзё дори — отбирание дзё. Приемы обезоруживания противника, вооруженного дзё — посохом, палкой, дубинкой.
Дзё ваза — упражнения с палкой
Дзё — деревянная палка (посох) приблизительно 1,3 метра длиной
Дзё дан — верхний уровень. Меч или руки на уровне плеч или чуть выше.
Дзю ваза — свободные атака и защита
Дзюдзи нагэ — бросок, при выполнении которого руки уке скрещиваются под прямым углом.
До — путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До — Путем к гармонии духа и тела.
До ги — тренировочная одежда
Додзе тё — глава додзё
Додзё — буквально место пути. Тренировочный зал. Название применимо как к буддийским храмам, так и к любому тренировочному залу, где исповедуется путь.
Домо аригато годзаимасита — по-японски «большое спасибо»
Досю — великий мастер, магистр. Согласно японским обычаям, положение Великого мастера, магистра должно передаваться по наследству. В настоящее время Досю — Моритэру Уэсиба, внук Основателя.

Ёко мэн ути – рубящий удар сбоку
Ёнке-осаэ (тэкуби-осаэ) – 4-й контроль. Удержание запястья воздействием на болевую точку на руке.

Дзансин — сбалансированная стойка
Зори — сандалии, для прохода на татами, чтобы сохранить его чистым

Ики — дыхание. Ики представляет скорее физический акт газообмена в легких, тогда как Кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания.
Иккё — первый прием удержания руки противника в области локтевого сустава
Ирими нагэ — бросок «входом». Вторая из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
Ирими-тэнкан — иногда называют — тай сабаки
Ирими — перемещение со входом, вход

Ёко — сторона
Ёко мэн — боковая сторона головы

Каэси — перемещение наружу или навстречу с вращением, переворачивать, изменять
Камаэ — стойка
Каэси ваза — встречная техника, техника противодействия.
Кайден — диплом мастера. Выпускное свидетельство, присуждаемое в соответствии с традиционной системой обучения боевым искусствам.
Кайсо — Основатель. Этим именем принято представлять Морихэя Уэсиба (вариант О-Сэнсей)
Кайтэн — поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально «открой и поверни». Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
Камаэ — положение или стойка с оружием или без него
Ками — божество, божественный дух, святое вдохновение, возвышающее человека. Японская традиция ками не имеет прямых параллелей в западной религиозной терминологии.
Камидза — маленькая святыня, часто размещаемая перед додзё
Кансэтсу ваза — совмещенные техники
Ката — фиксированная форма или предписанный образ перемещения. Используется в боевых искусствах как метод обучения.
Катамэ ваза — техника удержания
Катана — то, что называют самурайским мечом
Кататэ тори — захват одной рукой за запястье.
Кэйко ги — более формальное название для ги (см. выше)
Кэйко — тренировка
Кэн дзюцу — техника фехтования. Приемы Айкидзюцу и Айкидо, выполняемые с мечом.
Кеса гири — разрезание корпуса по диогонали
Ки мисуби — ки но мисуби — буквально Ки
Ки — Дух. Энергия. Насущная сила. Намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной, не имеет эквивалента в других языках и иных учениях. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры — философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.
Тандэн — вместилище Ки. На востоке считают, что психический и духовный центр располагается у человека на пять сантиметров ниже пупка в точке тандэн. Как источник физической мощи эта область используется в упражнениях, отрабатывающих владение Кокю и Ки.
Кири гаеси — большой диагональный разрез мечом заканчивающийся в ваки гамае положении
Кири отоси — нисходящий разрез
Кири — разрез
Кихон ваза — наиболее формальный способ выполнения или демонстрации техники
Киай — В физическом плане киай выражается как пронзительный крик исторгаемый из глубины вашего существа. В духовном плане выражается как мощное излияние жизненной энергии.
Кудзуси — выведение из равновесия укэ
Кокоро — «сердце» или «мысль»
Кокю хо — дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.
Кокю — движущееся дыхание. Концепция Кокю подобна индийской идее праны — «жизненного дыхания космоса». Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию вселенной.
Коси нагэ — бросок бедром
Котэ гаэси — выкручивание запястья. Бросок выкручиванием запястья.
Котодама — священные слова. Древняя синтоистская наука священного звука и речи.
Кохаи — низший по уровню в зале ученик
Косиита — задняя часть хакамы
Куми дзё — парные упражнения с дзё, имитирующие поединок
Куми тати — парные упражнения с мечом, имитирующие поединок
Кю — ранг ниже сёдан (мастерской степени 1 дан)

Ма ай — боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста и вооружения партнеров.
Маэ гири — прямой удар ногой
Маэ укэми — кувырок вперед
Маэ — передняя сторона, спереди
Масакатсу — «истинная победа» (см. агатсу и кацухаяби)
Масакацу агацу — «Действуя согласно с истиной, мы всегда выйдем победителями». Известное изречение Основателя, суммирующее этику Айкидо.
Миги — правая сторона
Мисоги — ритуальное очищение. Хотя обычно обряды мисоги включают водное очищение (например под водопадом), Основатель полагал, что все приемы Айкидо должны быть формами мисоги.
Мицубуси — удар по глазам тыльной стороной ладони
Мокуроку — перечень приемов. Второе свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.
Мокусо — размышление, маленькая медитация в начале и в конце тренировки
Моротэ тори — удержание двумя руками
Мунэ цуки — удар или толчок в грудь.
Мусин — буквально «не думая»
Мэнкё — диплом учителя. Третье свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.

Нагарэ — течение, поток. Непрекращающееся извержение Ки в процессе исполнения приемов.
Нагэ -защищающийся. Тот, на кого проводится атака, и кто сам проводит приём, обороняясь от нападения; также и сам приём-бросок.
Никё — второй прием удержания противника

О-сэнсэй — буквально «Великий учитель». Общепринятый способ представлять Морихэя Уэсиба.
Оби — лента, пояс
Омотэ — передняя сторона
Омото кё — учение великой основы. Религия, основанная в начале ХХ века Дэгути Онисабуро. Основатель был горячим приверженцем Омото-кё с тех пор, как ему минуло тридцать.
Онэгаи симас — «я приглашаю Вас потренироваться со мной»
Осаэ ваза — техника удержания
Осаэ — нажатие, давление, удержание
Отоси — скинуть

Рандори — отработка защитных действий от многих нападающих атакующих динамично
Рио ката дори – захват обоих плеч
Рей — поклон. Формальный жест почтения и благодарности, исполняемый занимающимися Айкидзюцу и Айкидо.
Рэйки — этикет
Риотэ дори – захват обеих рук
Риохидзи дори – захват обоих локтей
Рю — стиль школьного или военного искусства

Сабаки — перемещение
Санкё — третий прием удержания противника
Сатори — просветление
Саю ундо — техника влево-вправо
Сая — ножны
Сэйдза — правильное сидение, спокойное сидение. Классическое положение в боевых искусствах сидя на коленях.
Сэмпай — старший студент
Сикко — шаг самурая. Передвижение на коленях.
Синто — «путь богов». Религия Японии.
Сихан — мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов.
Сихо-кири — четырехсторонний удар. Основное движение меча в Айкидзюцу и Айкидо.
Сихонаге — бросок в четырех направлениях. Первая из основ бросковой техники Айкидзюцу и Айкидо.
Сокумэн-ириминагэ — бросок вхождением с использованием встречного движения партнера
Сотай-доса – подготовительные упражнения, используемые вдвоем с партнером
Сото – снаружи, с внешней стороны
Сото-кайтэн нагэ – бросок с вращением, выполняемый с внешней стороны
Субури — базовая техника дзё или боккена заключающаяся в ударах и бросках
Сувари вадза — техники, выполняемые уке и наге в сидячем положении.
Сувари — сидящий, сидя
Сукаси ваза — техника, выполняемая без того, чтобы позволять нападавшему завершить захват или приступить к удару.
Суки — раскрытие, чтобы напасть
Суми гаэси — бросок углом
Суми отоси — бросок давлением в локоть
Сури-аси — скользящий шаг
Сутэми — буквально «бросок от тела». Бросковая техника, выполняемая в падении.
Сэйдза – положение сидя на коленях
Сэйка тандэн (хара, тандэн) — центр, сосредоточие жизненной энергии КИ у человека; центр тяжести тела
Сэнсэй – учитель, мастер, инструктор. Титул, применяемый к вашему наставнику.

Тай атари — вход и блокирование
Тай дзюцу — техника тела. Приемы, выполняемые без оружия.
Тай но хенко — тай но тенкан – смесь базисных техник, включающая вращение на 180 градусов
Тай сабаки — перемещение. Движение тела в Айкидзюцу и Айкидо должно быть свободнотекущим, естественным и осторожным.
Тандэн — центр
Танинзугакё — техника против многих нападающих
Танто — нож
Татами — маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа).
Тати вадза — техника выполняемая стоя
Тати — тип японского длинного меча
Тати дори — отбирание меча
Тэгатана — рука-меч. Поскольку приемы Айкидзюцу и Айкидо основаны на движениях меча, то рука с пальцами, активно источающими Ки, может сама действовать наподобие меча.
Тэкуби — запястье
Тэнкай — см. кайтен
Тэнкан — перемещение с вращением. Вращение тела на 180 градусов. (Иногда = поворот на 180 + шаг обратно)
Тэнти — небо и земля. Обозначается и целая группа приемов — Тенти-наге, бросок «неба и земли».
Тэнсин — перемещение, где наге отступает под 45 градусов назад
Тори — другое название для наге (человек, кто бросает)
Торифуне — практика дыхания и положения
Цука — ручка меча, бокена

Укэ- бросаемый человек, нападающий
Укэми — буквально «получающий через тело». Падение. Способ совершения контролируемого падения когда вас бросают.
Ура — «тыльный»
Ути-дэси — студент
Ути — 1) — внутрь 2) — удар
Усиро укэми — обратный кувырок
Усиро — в обратном направлении или сзади
Уэcиба Киссёмару — сын основателя айкидо
Уэсиба Мицутэру — правнук основателя айкидо, Вака-сэнсэй.
Уэcиба Моритэру — внук основателя айкидо, Дошу.
Уэcиба Морихэй — основатель айкидо. (См. О-сенсэй и кайсо)

Фукосидоин — вспомогательный инструктор

Хакама — широкие штаны, обычно надеваемые в ранге черного пояса
Ханми хандати — позиция, где наге сидит, а уке стоит
Ханми — полуоткрытая стойка в Айки-Дзюцу и Айкидо, в которой ступни образуют треугольник
Хаппо — 8 направлений; как в хаппо-ундо (упражнения на 8 направлений) или хаппо-гири (8 направлений ударов мечом).
Хара цки — удар или толчок в центр (в живот)
Хара — центр тела, массы. Также центр разума и духа
Хассо но камае — стойка «восьми форм» (меч/джо около головы)
Хенка ваза — различные техники. Особенно при начале одного метода и изменении на другой на половине выполнения.
Хидари — левый
Хитори ваза — схватка с тенью
Хомбу додзё — термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.

Цуба — гарда меча, боккена
Цки — удар или толчок (чаще по центру)

Тёку цки — прямой удар рукой
Тёкусэн — прямой. Таким образом, тёкусэн но ирими — прямой вход
Тюдан — средняя позиция
Тюсин — центр

Сидоин — формальное название, приблизительно, «инструктор»
Сикаку — позиция относительно партнера, где для него трудно продолжить выполнение
Синаи — бамбуковый тренировочный меч (Kendo)
Ситэ — исполнитель техники (буквально «делающие руки»)
Сёмэн — передняя сторона или верх головы. Также передняя сторона додзе.
Эмпи ути — удар локтем

Юданся — старшие степени (Даны)

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий